ДЕТСКАЯ И СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СТУДИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

С 2015 года в Центре современных технологий открылась Студия психолого-педагогического развития для детей от 1 года и членов их семей.
Мы оказываем широкий спектр услуг по психодиагностике, психологической адаптации и коррекции, реабилитации и всестороннему развитию, применяя исключительно зарекомендовавшие себя стандартизованные методики и апробированные авторские программы по гармоничному развитию и укреплению психологического здоровья детей, в том числе с использованием современного оборудования.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Детская психодиагностика – комплекс исследований, которые направлены на всестороннее и глубокое изучение психологических особенностей ребенка.

ПСИХОДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА (внимание, память, мышление и т.д.).
При диагностике проверяется уровень развития познавательных процессов:
• внимание (объем, устойчивость, концентрация, переключаемость, избирательность);
• память (объем, непосредственная, опосредованная, кратковременная, долговременная);
• мышление (операциональный, динамический, мотивационно-личностный компонент).

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА (тревожность, страхи, агрессия)
При помощи специальных диагностических методик, тестов, а также применяя наблюдение за ребенком в процессе диагностики, определяется уровень и особенности развития:
• эмоциональной сферы (тревога, депрессия, неуравновешенность и т.д.);
• биологически-обусловленные черты (темперамент);
• социально-детерминированные черты (характер);
• защитно-компенсаторных форм поведения (механизмы психологической защиты);
• мотивационно-волевой сферы (мотивы, потребности, ценности);
• системы отношений и социальная адаптация (сферы значимых и конфликтных отношений, коммуникативный стиль).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ (уровень психологической готовности ребенка, уровень развития памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр.)
При диагностике проверяется:
• уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия);
• уровень сформированности навыков взаимодействия со сверстниками и педагогами;
• развитие общей осведомленности;
• развитие школьной мотивации (желания учиться), также учитывается, насколько у ребенка развиты такие важные составляющие для школьного обучения, как следование инструкции, произвольное поведение, самоконтроль.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.
С помощью диагностики детско-родительских отношений можно получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. По итогам диагностики и в соответствии с рекомендациями специалиста разрабатывается индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи в целом.

ДЕТСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Индивидуальный подход в развитии позволяет наиболее полно учесть личностные характеристики ребенка и реализовать его индивидуальные возможности, раскрыть творческий потенциал. Индивидуальные развивающие занятия с детьми ориентированы на преодоление имеющихся проблем и предупреждение возможных трудностей. Такие занятия проводятся по отдельно составленной и подобранной программе, которая обычно включает элементы игр и упражнений, направленных на физическое и творческое развитие ребенка, усовершенствование его коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Планирование индивидуальных занятий возможно только после диагностики личностных характеристик ребенка. Такая диагностика основывается на особенностях развития ребенка с позиций тщательной психолого-педагогической проверки.

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Групповые занятия способствуют лучшему раскрытию психологического и творческого потенциала ребенка, помогают преодолеть эмоциональные проблемы, трудности общения, поведения, побороть застенчивость, разобраться в собственных чувствах и состояниях.

ПРОГРАММА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ «ПЕРВЫЙ ШАГ»

Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
2. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
3. Развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений ребенка.
4. Развитие логики, мышления, интеллектуальных способностей.
5. Речевое развитие.

Ожидаемые результаты:
Во время занятий Ваш малыш:
1. получит практический опыт сенсорного развития;
2. станет участником игр, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения и речи;
3. освоит комплексы физических упражнений;
4. узнает многое об окружающем мире;
5. раскроет свой творческий потенциал;
6. научится лепить, рисовать, конструировать и делать аппликации;
7. разовьёт математические способности.

Формы работы:
Групповая работа: проведение занятий с детьми, с переменой вида деятельности в процессе одного занятия. Для детей с 1 года до 3 лет занятия проходят вместе с мамой или другим близким человеком.
Индивидуальная работа: включает в себя входную, промежуточную и контрольную диагностику познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы; а так же включает в себя работу с родителями, которая предусматривает привлечение родителей к созданию в семье условий, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализация их в повседневной жизни.

Продолжительность: 30 мин.
Интенсивность: два раза в неделю.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ «ВСЕЗНАЙКА»

Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
2. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
3. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
4. Развивать способность подчинять свои действия правилам.
5. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.
6. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо - плохо.
7. Способствовать формированию позитивной самооценки.
Ожидаемые результаты:
Занятия в рамках данной программы будут способствовать развитию:
1. Эмоциональной сферы.
2. Коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
7. Познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Формы работы:
Групповая работа: проведение занятий с детьми, с переменой вида деятельности в процессе одного занятия.
Индивидуальная работа: включает в себя входную, промежуточную и контрольную диагностику познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы; а так же включает в себя работу с родителями, которая предусматривает привлечение родителей к созданию в семье условий, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализация их в повседневной жизни.

Продолжительность: 30-40 мин.
Интенсивность: программа рассчитана на 31 занятие, два раза в неделю.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Под готовностью ребенка к началу школьного обучения (школьной зрелостью) подразумевается обычно:

  1. Интеллектуальная зрелость: насколько Ваш ребенок готов интеллектуально. Память, внимание, мышление - насколько зрелые все эти процессы.
  2. Эмоциональная зрелость: насколько Ваш ребенок может принимать взвешенные решения.
  3. Мотивационная зрелость: готов ли Ваш ребенок перейти от игровой деятельности к учебной.
  4. Физиологическая зрелость: сможет ли Ваш ребенок "высидеть" 40 минут урока, хорошо ли развита мелкая моторика.
  5. Социальная зрелость: умеет ли ребенок устанавливать и поддерживать социальные контакты со сверстниками и со взрослыми.
  6. Физическое здоровье ребенка: начало школьного обучение серьезное испытание для всех систем организма ребенка.

Консультация психолога о готовности ребенка к началу обучения в школе поможет Вам получить объективную информацию. Если в ходе диагностики выявятся какие-либо проблемы, психолог подскажет, как с ними справиться, на что обратить внимание, при необходимости посоветует обратиться к другим специалистам - невропатологу, логопеду. Психолог может назначить ребенку психокоррекционные занятия, в ходе которых разовьются когнитивные процессы или сформируются социальные навыки.
Занятия по подготовке к школе проводятся как группой (4-6 чел), так и в индивидуальной форме.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ХОЧУ В ШКОЛУ!»

Целевая аудитория: дети от 5 до 7 лет.

Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
6. Формировать этические представления.
7. Способствовать развитию полоролевой идентификации.
8. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
9. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
10. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

Ожидаемые результаты:
Занятия в рамках данной программы будут способствовать:
1. Развитие эмоциональной и волевой сфер.
2. Формирование устойчивого позитивного отношения к школе, развитие учебной мотивации
3. Развитие познавательных процессов – увеличение объема памяти и внимания, а так же ее концентрации и устойчивости; развитие творческого воображения
4. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления
5. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
6. Развитие коммуникативных навыков, умение сотрудничать и работать в команде.

Формы работы:
Групповая работа: проведение занятий с детьми, с переменой вида деятельности в процессе одного занятия.
Индивидуальная работа: включает в себя входную, промежуточную и контрольную диагностику познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы; а так же включает в себя работу с родителями, которая предусматривает привлечение родителей к созданию в семье условий, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализация их в повседневной жизни.

Продолжительность: 60 мин.
Интенсивность: программа рассчитана на 31 занятие, два раза в неделю.

NIRVANA ДЛЯ ДЕТЕЙ

Для детей в Центре современных психологических технологий появилась возможность индивидуальных занятий с психологом на интерактивной системе виртуальной реальности NIRVANA, с целью укрепления психологического здоровья и гармоничного развития.
Работа системы основана на оптико-электронной инфракрасной технологии распознавания движения, которая создает на горизонтальной и вертикальной поверхности изображения, с которыми ребенок взаимодействует естественно и непринужденно.
В основе терапевтического метода NIRVANA лежит мотивирующий подход: игровая форма, целевое направление, а также обратная связь на сенсорном уровне – все это стимулирует развитие эмоционального интеллекта и когнитивных функций ребенка.

 Получить дополнительную информацию и записаться на прием (консультацию) Вы можете по телефону единой справочно-информационной службы ФСНКЦ: (391) 277-33-55
Ждем Вас по адресу: г.Красноярск, ул. Коломенская, 26.
www.skc-fmba.ru, группа Студии в контакте vk.com/studya_razvitya

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Кто такой детский психолог?

Детский психолог - специалист, помогающий справляться с трудностями, возникающими на определенном этапе развития ребёнка. Каждый возрастной период отличается своими задачами и от успешности его прохождения во многом зависит дальнейшее развитие личности.
Часто родители не понимают причины резко изменившегося поведения ребенка, иногда причины понятны, но как быть, если проблемы кажутся неразрешимыми, не исчезают со временем? В этом случае требуется квалифицированная помощь. Детский психолог поможет, если возникли сложности с эмоциональной сферой ребенка, его поведением, учебой, отношениями со сверстниками или родителями.

С какими проблемами работает детский психолог?

Обычно к детскому психологу обращаются:

  • если ребенку сложно устанавливать дружеские отношений с другими детьми, переезд на другое место;
  • если ребенок не может адаптироваться в школе или в детском саду;
  • если у ребенка возникли проблемы в учебе или взаимоотношениях с учителями и одноклассниками;
  • если вы хотите узнать готов ли ваш ребенок пойти в школу в текущем году или хотите как можно лучше подготовить его к школе;
  • если вашему ребенку нужна помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций (развод родителей);
  • если подростку необходима профориентационная консультация;
  • если Вы хотите обсудить с детским психологом любые возникшие у Вас вопросы о воспитании и развитии Вашего ребенка;
  • если ребенку поставлен диагноз задержка психического развития (ЗПР);
  • если ребенок страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • так же возможна индивидуальная и групповая подготовка к школе - развитие познавательных функций: памяти, внимания, мышления.

С кем же и с чем работает детский психолог?

В первую очередь, это консультирование родителей. Оно заключается в том, что психолог помогает разобраться в семейной ситуации, увидеть то, что мешает или затрудняет нормальное развитие ребёнка. Родители получают необходимую информацию об особенностях возраста своего ребёнка, и связанных с ними родительских задачах.
Во-вторых, детский психолог работает непосредственно с детьми, помогая разрешать проблемы, свойственные возрасту. Это и снятие тревожности, и адаптация к садику и школе, и улучшение отношений с родителями и сверстниками и др.

Какие методы использует в своей работе детский психолог?

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игровую терапию, арттерапию, сказкотерапию и другие.

Направления работы детского психолога.

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия индивидуальные;
  • Развивающие занятия групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение семинаров и тренингов для родителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Современные родители обращаются к психологу, когда замечают появившиеся особенности в поведении своего взрослеющего ребенка. Чаще всего эти обращения бывают в очень раннем возрасте, начиная от 3 до 5 лет.
Прежде всего родители должны обратить внимание на поведение, эмоции и физиологию. То есть поведение, свидетельствует о том, что что-то в жизни ребенка изменилось. И поэтому родителям необходимо знать основные сенситивные периоды развития своего малыша – периоды, когда развитие является самым актуальным и нужным.
Ребенок овладевает навыками и умениями в определенной области наиболее эффективно и быстро. Он делает это с интересом и положительными эмоциями. Если условия, в которых растет ребенок, препятствуют развитию навыков, то наверстать упущенное, когда сенситивный период уже прошел, становиться проблематично или невозможно. Установить точные сроки наступления сенситивных периодов не представляется возможным, они индивидуальны, как и сам ребенок. Однако знание родителей о сенситивных периодах и внимательное отношение к своим детям, дает возможность создать благоприятные условия для развития психических свойств и способностей ребенка, извлечь максимальную пользу для его развития именно тогда, когда оно происходит наиболее успешно и желательно для ребенка.

1. Сенситивный период развития речи (0-6 лет)

  • 0-4,5 месяца

Ребенок: способен выделять речь из всех поступающих звуков, поворачивает голову к говорящему, начинает подражать звукам и строить из них последовательности.
Родители: важно разговаривать с ребенком, чтобы малыш слышал живую речь

  • около 1 года

Ребенок: начинает осознанно произносить первые слова и понимает, что с их помощью можно выразить мысль, хочет говорить, но слов еще не достаточно, это стремление в дальнейшем способствует лавинообразному нарастанию словарного запаса.
Родители: постоянное общение с ребенком, проговаривание своих действий способствует скорейшему развитию речи и увеличению словаря ребенка.

  • около 1,5 лет

Ребенок: начинает выражать свои чувства и желания по принципу «приятно-неприятно», воспринимает языковую грамматику и может грамматически правильно строить предложение.
Родители: нужно учитывать то, что для ребенка естественна ориентация на «приятно-неприятно» и ждать действий во взрослом понимании «правильно-неправильно» нет смысла. В этот период ребенок особенно чувствителен к нормам языка, поэтому крайне важно, чтобы родители говорили с ним правильно, без «сюсюканья», без применения «детских слов». Складываются благоприятные условия для усвоения нескольких языков одновременно при создании соответствующей среды.

  • 2,5 – 3 года

Ребенок: эгоцентрическая речь (малыш разговаривает сам с собой, комментирует свои действия).
Родители: внимательно отнеситесь к такой речи, она позволит услышать, о чем думает ребенок, узнать особенность его мышления, проследить последовательность или непоследовательность его мыслей. В очень скором времени этот монолог перейдет во внутренний и станет срытым от окружающих.

  • 3,5 – 4 года

Ребенок: употребляет речь целенаправленно и осознанно; живо интересуется буквами, как символическим отображением звуков, обводят их изображения; может заниматься с подвижным алфавитом, складывая из букв различные сочетания и даже простые слова.

  • 4-4,5 лет

Ребенок: способен спонтанно начать писать слова, предложения и даже маленькие рассказики.
Родители: для возникновения спонтанного письма необходима предварительная косвенная подготовка интеллектуальных и двигательных способностей ребенка.

  • 5 лет

Ребенок: учится читать под действием только лишь своего желания, и не требует принуждения со стороны.

2. Сенситивный период восприятия порядка (0-3 года)

  • 0-3 года (наибольшая сенситивность приходиться на возраст в среднем около 2-2,5 года)

Ребенок: начинает строить внутренний порядок в самом себе путем переноса внешнего порядка во внутренний.
Родители: важно, чтобы в этот период ребенок чувствовал порядок в трех сферах:

  1. Порядок в окружающей среде - вещи должны находиться на своих местах, желательно в соответствии с их назначением (посуда - на кухне, одежда – в шкафу, игрушки – в детской или специально отведенном уголочке и т.п.).
  2. Порядок в отношения людей к предметам.Например, на стуле принято сидеть, в кровати – спать, ручкой писать на бумаге, а не на чем попало, дверь открывать рукой, а не ногой, и т.д.
  3. Порядок во времени.Для ребенка важен режим и определенная последовательность событий. Таким образом малыш чувствует себя комфортно и в безопасности. Режим дня обычно вырабатывается в первый год жизни и основная задача родителей – поддерживать его на протяжении второго года и последующих. Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

Важно соблюдать порядок в следующих сферах:

  • Требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и обоснованными. Они не должны зависеть от настроения, желания родителей, их занятости или других неуважительных причин. Это правило относиться и к запретам.
  • Требования к ребенку должны быть конкретными и выстраиваться в здравую последовательность поведения. Например, возвращаемся с прогулки: разувается, раздевается или переодевается, кладет вещи на место, моет руки и пр. Это формирует самостоятельность ребенка.
  • Требования к ребенку должны соблюдаться самими родителями. Малыш скорее сделает то, что делают родители, а не то, что они ему говорят. Важно помнить, что у ребенка присутствует интуитивная тяга к порядку. Родители могут или развить чувство порядка в этот сенситивный период, создав соответствующий внешний порядок вокруг ребенка, или приглушить его, что в дальнейшем скажется не только на умении поддерживать внешний порядок, но и на «внутреннем порядке» (в мыслях, действиях, поступках!).

3. Сенситивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)

  • 0-5,5 лет (состоит из коротких периодов, когда наилучшим образом развиваются восприятия цвета, формы, веса, размеров предметов и т.д.)

Ребенок: развивает чувственное восприятие: зрение слух, обоняние, осязание, вкус.
Родители: развивающие сенсорные материалы позволяют детям развивать свои способности к восприятию внешнего мира: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также стереогностическое чувство, которое формируется на определенном уровне развития вышеперечисленных чувств и дает возможность человеку распознавать сущность предметов по их тяжести, температуре, размерам, структуре без использования зрения.

4. Сенситивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)

Стремление детей манипулировать мелкими предметами (фасоль, бусины, пуговицы, монеты и т.п.) доставляет немало волнений родителям. Часто боязнь того, чтобы ребенок не подавился, рождает родительские запреты на такие игры, что само по себе неверно, т.к. именно в этот период особенно важен для развития мозга ребенка. Играя с маленькими предметами, малыш развивает мелкую моторику, совершенствует координацию «глаз-рука», учится самостоятельному обращению с бытовыми предметами, развивает внимательность и терпеливость, стимулирует разрастание нервных связей в головном мозге, тем самым развивая интеллект и речь.

5. Сенситивный период развития движений и действий (1-4 года)

Ребенок: ребенок акцентирует внимание на разных видах движений, постепенно усложняя их.
Родители: движение определяет развитие мозга ребенка. Первые годы жизни ребенка - это время, когда ребенок учится владеть своим телом, развивается общая и мелкая моторика, совершенствуется координация движений, складывается и отрабатываются определенные действия, закладываются прочные основы самостоятельности.
Дети живут упражнениями в движении: ходят, бегают, прыгают, катаются по полу, пересыпают, переливают и т.п. Они сами себе усложняют ходьбу: ходят с предметами, спиной вперед, кружатся, передвигаются с закрытыми глазами и т.п. Так продолжается, пока не произойдет автоматизация способов передвижения.

6. Сенситивный период развития социальных навыков (2,5-6лет)

Ребенок: быстро усваивает формы общения и хочет их применять
Родители: это наилучшее время научить ребенка культурным формам общения. Ему интересно то, как общаться с разными людьми и как делать это вежливо.