Актуальные вопросы современной психологии спорта
К учебно-образовательному центруПродолжительность обучения: 45 учебных часа
Из них:
- лекциии: 9 учебных часов
- практика: 27 учебных часов
- самостоятельная работа: 6 учебных часов
- зачёт: 3 учебных часа
Успешное выступление спортсмена на соревнованиях и достижение им максимального спортивного результата зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности. Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки (Гогунов Е.Н., 2000).
Категория слушателей: специалисты с высшим педагогическим, психологическим и медицинским образованием (психологи, врачи по спортивной медицине, тренеры, спортсмены-инструкторы, преподаватели физической культуры, методисты и т.д.).
Цель программы: приобретение современных теоретических знаний и навыков практической работы в области психодиагностики и психологического сопровождения спортсменов.
Задачи:
- Проанализировать основные теоретико-методологические принципы современной спортивной психологии.
- Ознакомиться с современными подходами к оценке функционального состояния ВНС и ЦНС, когнитивных функций и эмоционально-личностной сферы спортсмена.
- Научиться объективно оценивать группу психической адаптации спортсмена, давать соответствующие рекомендации по коррекции дисфункциональных состояний, в том числе с написанием комплексных программ психологической реабилитации и восстановления спортсмена.
- Освоить ключевые методы психологического консультирования профессиональных спортсменов. Научиться определять проблемную область психологической интервенции и подбирать стратегию, приемы и методы психологического взаимодействия в соответствии с целями и задачами психологического консультирования спортсмена.
- Изучить основные методы психологического воздействия и саморегуляции личности в профессиональном спорте. Освоить и отработать практические аспекты применения классических и современных психотехнологий для формирования навыков психологической саморегуляции у профессиональных спортсменов.
В результате освоения программы слушатели должны:
1) знать:
- проблемную область, предмет, объект, понятийный аппарат и методологию современной спортивной психологии;
- историю и основные достижения отечественной и зарубежной психологии спорта;
- современные теоретические и прикладные аспекты психодиагностики и психологического консультирования (включая психологическую реабилитацию и специальную психологическую подготовку к стартам) психологии спорта.
2) уметь:
- проводить процедуру развернутого психодиагностического тестирования и углубленного психофизиологического обследования спортсмена;
- определять группу психической адаптации спортсмена, давать соответствующие рекомендации по коррекции дисфункциональных расстройств и состояний;
- составлять индивидуальные планы психологической реабилитации и психологической подготовки спортсмена;
- организовывать и проводить индивидуальные и групповые сеансы психологического консультирования в соответствии с ключевым запросом спортсмена, целями и задачами психологического сопровождения спортсмена.
3) владеть:
- основными методами оценки функционального состояния ВНС и ЦНС, когнитивной сферы, личностной сферы, рекомендуемыми при проведении психодиагностического обследования профессиональных спортсменов;
- основными психомоторными тестами и методами оценки свойств нервной системы, используемыми при тестировании спортсменов;
- методами диагностики актуального психоэмоционального статуса;
- методами диагностики саморегуляции и самоорганизации поведения;
- методами диагностики отдельных компонентов личностной сферы (жизнестойкости, экзистенциальной исполненности, уровня притязаний);
- методами диагностики иррациональных когнитивных установок;
- методами оценки эмоционального интеллекта и алекситимии;
- методами психодиагностики механизмов психической адаптации (методами диагностики копинг стратегий, защитных механизмов личности, многоуровневыми опросниками на изучение личностного адаптационного потенциала;
- технологией построения мотивационного профиля личности;
- технологией проведения индивидуальных и групповых коуч-сессий;
- основными методами психологического консультирования спортсменов на разных этапах спортивной подготовки;
- специальными методами психологической подготовки спортсмена, включая методы, направленные на развитие навыков саморегуляции;
- базовыми навыками работы на современных аппаратурно-программных комплексах для диагностики, реабилитации и коррекции психологического статуса спортсмена.
Учебный план
№ |
Наименование разделов дисциплин и тем |
I модуль | «Психологическая диагностика в спорте высших достижений» |
1.1. | «Современные подходы к оценке психоэмоционального статуса, функционального состояния ВНС и ЦНС и психофизиологических резервов организма» |
1.2. | «Методологические основы проведения психофизиологического обследования» |
1.3. | «Психологическая оценка профессионально важных состояний на каждом актуальном отрезке спортивной деятельности в течение всего годичного цикла» |
1.4. | «Ранняя диагностика и профилактика дисфункциональных психических состояний на разных этапах спортивной подготовки» |
1.5. | «Актуальные проблемы профессионального отбора кандидатов в сборные» |
1.6. | «Опыт проведения медико-психологического обследования спортсменов сборных команд России» |
1.7. | «Развернутое психологическое тестирование (ВПФ, личность, волевая сфера, мотивация и т.д.), определение группы психической адаптации спортсмена, написание комплексного заключения» |
1.8. | «Комплексная оценка стрессоустойчивости и психологической «надежности» спортсмена» |
1.9. | «Принципы составления программ психологической реабилитации спортсменов группы ВСМ по результатам психодиагностического обследования» |
1.10. | «Применение современных психотехнологий и аппаратурно-программных комплексов для психодиагностики в психологии спорта» |
1.11. | Промежуточная аттестация |
II модуль | «Основы психологической подготовки в спорте высших достижений» |
2.1. | «Роль психологического сопровождения в комплексной системе подготовки спортсмена» |
2.2. | «Понятия «психологическая реабилитация», «психологическая коррекция» и «психологическая подготовка» в спортивной психологии. Задачи психологической реабилитации и подготовки на разных этапах спортивной деятельности» |
2.3. | «Принципы составления индивидуального плана психологической подготовки спортсмена» |
2.4. | «Основные элементы психологической подготовки спортсмена группы высшего спортивного мастерства: обеспечение эффективной самоорганизации деятельности, формирование индивидуально-значимого отношения к спортивной деятельности, формирование и усложнение ведущей мотивации профессиональных занятий спортом, работа с ценностными ориентациями личности спортсмена. Роль и задачи тренера в обеспечении психологической подготовки спортсмена» |
2.5. | «Анализ индивидуальных факторов вхождения в оптимальное боевое состояние (ОБС) и факторов психологической готовности к достижению максимального спортивного результата (МСР)» |
2.6. | «Прогнозная оценка психологической надежности спортсмена при выполнении отдельных технических элементов и в целом в выступлениях в сезоне, мониторинг и коррекция функционального состояния ВНС и ЦНС перед стартом, анализ и контроль предсоревновательных и соревновательных стресс-факторов» |
2.7. | «Особенности психологической работы со спортсменом накануне и непосредственно в день соревнования» |
2.8. | «Принципы, задачи и методы работы психолога со спортсменом на этапе послесоревнования» |
2.9. | Промежуточная аттестация |
III модуль | «Технологии психологического воздействия и саморегуляции личности в профессиональном спорте» |
3.1. | «Понятие, уровни, методы саморегуляции. Психическая и эмоциональная саморегуляции. Анализ ситуаций (внешних и внутренних факторов), требующих активацию механизмов саморегуляции» |
3.2. | «Особенности саморегуляции личности в стрессовых ситуациях. Развитие стрессоустойчивости» |
3.3. | «Основные принципы обучения спортсмена индивидуальному психотехническому минимуму» |
3.4. | «Методы оптимизации психоэмоционального состояния: методика психофизической гимнастики, нервно-мышечной релаксации» |
3.5. | «Эффективные методы психологического воздействия и саморегуляции: аутогенная тренировка, внушенный отдых, косвенные внушения, техники визуализации, идеомоторный тренинг, техники концентрации внимания, медитация и т.д.» |
3.6. | «Методы коррекции негативных предстартовых состояний (апатии, «лихорадки»). Применение реабилитационной интерактивной системы виртуальной реальности «Nirvana» в долгосрочной системе коррекции негативных спортивных состояний» |
3.7. | «Современные подходы к нормализации оптимизации функционального состояния ЦНС и ВНС. БОС-процедуры релаксации, активации. Обучение саморегуляции на современных аппаратурно-программных комплексах» |
3.8. | «Принципы подбора и обучения спортсмена психотехническому минимуму: индивидуальный подход» |
3.9. | Итоговая аттестация |
По окончании обучения слушателям курсов, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в объеме 26 часов (лицензия № 8846-л от 27.05.2016).
Преподаватели
Елена
Очень понравился семинар! Высокий уровень практической значимости. И так хорошо общаться с коллегами и специалистами, в том числе получать обратную связь. Стиль и атмосфера очень доброжелательные и комфортные.
Спасибо за прекрасный семинар! Я получила теоретические и практические знания и навыки от прекрасного специалиста и мастера своего дела.
Наталья
Понравилась практическая направленность семинара, атмосфера с множеством диалогов, пространством для обсуждения, практической отработки предлагаемых методов работы.
Анна
Уникальный семинар для психологов, которые работают в спорте. Для меня ценна вся информация и знания, которые получила, т.к. эти знания реальны и из практики. Высочайший уровень профессиональной компетентности преподавателя! Благодарю Марию Сергеевну за готовность передавать знания и открытость. Надеюсь на дальнейшее взаимодействие.