Актуальные вопросы современной психологии спорта

К учебно-образовательному центру

Продолжительность обучения: 45 учебных часа

Из них:

  • лекциии: 9 учебных часов
  • практика: 27 учебных часов
  • самостоятельная работа: 6 учебных часов
  • зачёт: 3 учебных часа

Успешное выступление спортсмена на соревнованиях и достижение им максимального спортивного результата зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности. Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки (Гогунов Е.Н., 2000).

Категория слушателей: специалисты с высшим педагогическим, психологическим и медицинским образованием (психологи, врачи по спортивной медицине, тренеры, спортсмены-инструкторы, преподаватели физической культуры, методисты и т.д.).

Цель программы: приобретение современных теоретических знаний и навыков практической работы в области психодиагностики и психологического сопровождения спортсменов.

Задачи:

  1. Проанализировать основные теоретико-методологические принципы современной спортивной психологии.
  2. Ознакомиться с современными подходами к оценке функционального состояния ВНС и ЦНС, когнитивных функций и эмоционально-личностной сферы спортсмена.
  3. Научиться объективно оценивать группу психической адаптации спортсмена, давать соответствующие рекомендации по коррекции дисфункциональных состояний, в том числе с написанием комплексных программ психологической реабилитации и восстановления спортсмена.
  4. Освоить ключевые методы психологического консультирования профессиональных спортсменов. Научиться определять проблемную область психологической интервенции и подбирать стратегию, приемы и методы психологического взаимодействия в соответствии с целями и задачами психологического консультирования спортсмена.
  5. Изучить основные методы психологического воздействия и саморегуляции личности в профессиональном спорте. Освоить и отработать практические аспекты применения классических и современных психотехнологий для формирования навыков психологической саморегуляции у профессиональных спортсменов.

В результате освоения программы слушатели должны:

1) знать:

  • проблемную область, предмет, объект, понятийный аппарат и методологию современной спортивной психологии;
  • историю и основные достижения отечественной и зарубежной психологии спорта;
  • современные теоретические и прикладные аспекты психодиагностики и психологического консультирования (включая психологическую реабилитацию и специальную психологическую подготовку к стартам) психологии спорта.

2) уметь:

  • проводить процедуру развернутого психодиагностического тестирования и углубленного психофизиологического обследования спортсмена;
  • определять группу психической адаптации спортсмена, давать соответствующие рекомендации по коррекции дисфункциональных расстройств и состояний;
  • составлять индивидуальные планы психологической реабилитации и психологической подготовки спортсмена;
  • организовывать и проводить индивидуальные и групповые сеансы психологического консультирования в соответствии с ключевым запросом спортсмена, целями и задачами психологического сопровождения спортсмена.

3) владеть:

  • основными методами оценки функционального состояния ВНС и ЦНС, когнитивной сферы, личностной сферы, рекомендуемыми при проведении психодиагностического обследования профессиональных спортсменов;
  • основными психомоторными тестами и методами оценки свойств нервной системы, используемыми при тестировании спортсменов;
  • методами диагностики актуального психоэмоционального статуса;
  • методами диагностики саморегуляции и самоорганизации поведения;
  • методами диагностики отдельных компонентов личностной сферы (жизнестойкости, экзистенциальной исполненности, уровня притязаний);
  • методами диагностики иррациональных когнитивных установок;
  • методами оценки эмоционального интеллекта и алекситимии;
  • методами психодиагностики механизмов психической адаптации (методами диагностики копинг стратегий, защитных механизмов личности, многоуровневыми опросниками на изучение личностного адаптационного потенциала;
  • технологией построения мотивационного профиля личности;
  • технологией проведения индивидуальных и групповых коуч-сессий;
  • основными методами психологического консультирования спортсменов на разных этапах спортивной подготовки;
  • специальными методами психологической подготовки спортсмена, включая методы, направленные на развитие навыков саморегуляции;
  • базовыми навыками работы на современных аппаратурно-программных комплексах для диагностики, реабилитации и коррекции психологического статуса спортсмена.

Учебный план

Наименование разделов дисциплин и тем

I модуль  «Психологическая диагностика в спорте высших достижений»
1.1. «Современные подходы к оценке психоэмоционального статуса, функционального состояния ВНС и ЦНС и психофизиологических резервов организма»
1.2. «Методологические основы проведения психофизиологического обследования»
1.3. «Психологическая оценка профессионально важных состояний на каждом актуальном отрезке спортивной деятельности в течение всего годичного цикла»
1.4. «Ранняя диагностика и профилактика дисфункциональных психических состояний на разных этапах спортивной подготовки»
1.5. «Актуальные проблемы профессионального отбора кандидатов в сборные»
1.6. «Опыт проведения медико-психологического обследования спортсменов сборных команд России»
1.7. «Развернутое психологическое тестирование (ВПФ, личность, волевая сфера, мотивация и т.д.), определение группы психической адаптации спортсмена, написание комплексного заключения»
1.8. «Комплексная оценка стрессоустойчивости и психологической «надежности» спортсмена»
1.9. «Принципы составления программ психологической реабилитации спортсменов группы ВСМ по результатам психодиагностического обследования»
1.10. «Применение современных психотехнологий и аппаратурно-программных комплексов для психодиагностики в психологии спорта»
1.11. Промежуточная аттестация
II модуль «Основы психологической подготовки в спорте высших достижений»
2.1. «Роль психологического сопровождения в комплексной системе подготовки спортсмена»
2.2. «Понятия «психологическая реабилитация», «психологическая коррекция» и «психологическая подготовка» в спортивной психологии. Задачи психологической реабилитации и подготовки на разных этапах спортивной деятельности»
2.3. «Принципы составления индивидуального плана психологической подготовки спортсмена»
2.4. «Основные элементы психологической подготовки спортсмена группы высшего спортивного мастерства: обеспечение эффективной самоорганизации деятельности, формирование индивидуально-значимого отношения к спортивной деятельности, формирование и усложнение ведущей мотивации профессиональных занятий спортом, работа с ценностными ориентациями личности спортсмена. Роль и задачи тренера в обеспечении психологической подготовки спортсмена»
2.5. «Анализ индивидуальных факторов вхождения в оптимальное боевое состояние (ОБС) и факторов психологической готовности к достижению максимального спортивного результата (МСР)»
2.6. «Прогнозная оценка психологической надежности спортсмена при выполнении отдельных технических элементов и в целом в выступлениях в сезоне, мониторинг и коррекция функционального состояния ВНС и ЦНС перед стартом, анализ и контроль предсоревновательных и соревновательных стресс-факторов»
2.7. «Особенности психологической работы со спортсменом накануне и непосредственно в день соревнования»
2.8. «Принципы, задачи и методы работы психолога со спортсменом на этапе послесоревнования»
2.9. Промежуточная аттестация
III модуль «Технологии психологического воздействия и саморегуляции личности в профессиональном спорте»
3.1. «Понятие, уровни, методы саморегуляции. Психическая и эмоциональная саморегуляции. Анализ ситуаций (внешних и внутренних факторов), требующих активацию механизмов саморегуляции»
3.2. «Особенности саморегуляции личности в стрессовых ситуациях. Развитие стрессоустойчивости»
3.3. «Основные принципы обучения спортсмена индивидуальному психотехническому минимуму»
3.4. «Методы оптимизации психоэмоционального состояния: методика психофизической гимнастики, нервно-мышечной релаксации»
3.5. «Эффективные методы психологического воздействия и саморегуляции: аутогенная тренировка, внушенный отдых, косвенные внушения, техники визуализации, идеомоторный тренинг, техники концентрации внимания, медитация и т.д.»
3.6. «Методы коррекции негативных предстартовых состояний (апатии, «лихорадки»). Применение реабилитационной интерактивной системы виртуальной реальности «Nirvana» в долгосрочной системе коррекции негативных спортивных состояний»
3.7. «Современные подходы к нормализации оптимизации функционального состояния ЦНС и ВНС. БОС-процедуры релаксации, активации. Обучение саморегуляции на современных аппаратурно-программных комплексах»
3.8. «Принципы подбора и обучения спортсмена психотехническому минимуму: индивидуальный подход»
3.9.  Итоговая аттестация

По окончании обучения слушателям курсов, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в объеме 26 часов (лицензия № 8846-л от 27.05.2016).

Преподаватели

  • Севостьянова Мария Сергеевна
    Директор центра современных психологических технологий, клинический психолог
Елена

Очень понравился семинар! Высокий уровень практической значимости. И так хорошо общаться с коллегами и специалистами, в том числе получать обратную связь. Стиль и атмосфера очень доброжелательные и комфортные.

Спасибо за прекрасный семинар! Я получила теоретические и практические знания и навыки от прекрасного специалиста и мастера своего дела.

Наталья

Понравилась практическая направленность семинара, атмосфера с множеством диалогов, пространством для обсуждения, практической отработки предлагаемых методов работы.

Анна

Уникальный семинар для психологов, которые работают в спорте. Для меня ценна вся информация и знания, которые получила, т.к. эти знания реальны и из практики. Высочайший уровень профессиональной компетентности преподавателя! Благодарю Марию Сергеевну за готовность передавать знания и открытость. Надеюсь на дальнейшее взаимодействие.