Психологические основы управления конфликтом
К учебно-образовательному центруКоличество часов: 26, из них аудиторных: 24
Количество учебных дней: 8 дней (3 тематические сессии)
Форма обучения: очная, очно-заочная
Курс предназначен для специалистов с высшим образованием:
- руководителей медицинских подразделений, менеджеров в системе здравоохранения, врачей, администраторов клиник, медицинских регистраторов, координаторов, сотрудников call-центров, фармацевтов, линейных и топ-менеджеров (руководителей организаций и структурных подразделений, владельцев компаний малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей), HR-специалистов, работников кадровых служб, психологов-консультантов и т.д.
Цели:
- Сформировать современные представления о сущности и роли конфликта в развитии (личностном, организационном).
- Создать психолого-педагогические условия для формирования у слушателей практических навыков и мотивации к конструктивному анализу различных конфликтных ситуаций в повседневных условиях (производственных, бытовых) и использованию наиболее эффективных технологий управления конфликтом, что, в конечном счете, направлено на повышение общеадаптационного потенциала отдельной личности и социальной группы (коллектива) в целом.
Задачи:
- Дать всестороннюю оценку феномена конфликта и понятия «конфликтная ситуация» с точки зрения их структурно-функциональной организации и процессуальных описательных характеристик.
- Ознакомиться с методологическим аппаратом современной конфликтологии.
- Проанализировать основные этапы формирования научных представлений о сущности конфликта. Раскрыть суть ключевых проблемных областей исследования и характер основных противоречий на каждом из этапов становления современной конфликтологии.
- Изучив современные взгляды о сути и роли конфликта в социальном и внутриличностном пространстве, сформировать у слушателей собственное отношение к анализируемым в рамках данного образовательного цикла теоретическими и практическим проблемам;
- Освоить диагностический и психотехнический инструментальный минимум, необходимый для успешного применения полученных теоретических знаний в практической работе по предотвращению, раннему выявлению и эффективному разрешению различных типов конфликтов и конфликтных ситуаций.
Профессиональные компетенции, развивающиеся в результате освоения курса:
- коммуникативная компетентность;
- эмоциональный интеллект;
- адаптивные стратегии импунитивного поведения.
Учебный план
Теоретические занятия
№ | Наименование раздела, тема лекций |
Раздел 1 «Введение в конфликтологию. Общая теория конфликта» | |
1 | Тема 1 «История становления, методологический аппарат и предмет конфликтологии» |
2 | Тема 2 «Понятие и типология конфликта. Внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты» |
3 | Тема 3 «Структура и функции конфликта» |
4 | Тема 4 «Причины и динамика конфликтов» |
Раздел 2 «Механизмы возникновения и развития конфликта. Психологическая диагностика конфликта» | |
5 | Тема 1 «Конфликтогены и основные формулы конфликтов» |
6 | Тема 2 «Транзактный анализ взаимодействий при конфликте» |
7 | Тема 3 «Импунитивное поведение и стратегии поведения в конфликте» |
8 | Тема 4 «Основные методы психологической диагностики и анализа конфликта как феномена. Психодиагностика индивидуальных психологических особенностей участников конфликта» |
Раздел 3 «Психологические технологии управления конфликтом» | |
9 | Тема 1 «Технологии управления конфликтом: профилактика, прогнозирование, выявление на ранней стадии, урегулирование» |
10 | Тема 2 «Технологии эффективного общения в конфликтных ситуациях. Культура делового общения и ассертивное поведение» |
11 | Тема 3 «Модели поведения личности в конфликте. Основные типы конфликтных личностей» |
12 | Тема 4 «Использование транзакций для решения конфликтных ситуаций» |
13 | Тема 5 «Переговорный процесс как способ эффективного разрешения конфликта» |
Тематический план практических занятий
Раздел 1 «Введение в конфликтологию. Общая теория конфликта» | ||
1 | Тема 1 «Диагностика стадии развития конфликта, определение типа конфликта, его структуры и функций» | Решение ситуационных задач |
2 | Тема 2 «Психологические условия разрешения и предупреждения внутриличностных конфликтов» | Психологический практикум с тестированием |
Раздел 2 «Механизмы возникновения и развития конфликта. Психологическая диагностика конфликта» | ||
3 | Тема 1 «Формулы конфликта, своевременная оценка предконфликтной ситуации и мониторинг постконфликтного периода» | Решение ситуационных задач |
4 | Тема 2 «Основные методы системного анализа конфликта как феномена и психодиагностики индивидуальных психологических особенностей участников конфликта» | Психологический практикум с тестированием |
Раздел 3 «Психологические технологии управления конфликтом» | ||
5 | Тема 1 «Использование алгоритмов транзактного анализа для управления организационным конфликтом» | Деловая игра |
6 | Тема 2 «Принципы эффективного общения и психологические технологии работы с недовольствами и возражениями оппонента» | Ситуационно-ролевая игра |
7 | Тема 3 «Организация переговорного процесса. Посредничество» | Ситуационно-ролевая игра |
Лектор Мария Сергеевна Севостьянова имеет высшее образование в сфере управления бизнесом, а также высшее медицинское образование по специальности «клиническая психология», с 2008 года практикующий психолог, автор и ведущая цикла образовательных программ для работников здравоохранения по психологии управления и конфликтологии, сертифицированный коуч, спортивный психолог, руководитель медико-психодиагностического обследования спортсменов сборных команд России на базе ФСНКЦ ФМБА России.
По окончании обучения слушателям курсов, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в объеме 26 часов (лицензия № 8846-л от 27.05.2016).