Психологические основы управления конфликтом

К учебно-образовательному центру

Количество часов: 26, из них аудиторных: 24

Количество учебных дней: 8 дней (3 тематические сессии)

Форма обучения: очная, очно-заочная

Курс предназначен для специалистов с высшим образованием:

  • руководителей медицинских подразделений, менеджеров в системе здравоохранения, врачей, администраторов клиник, медицинских регистраторов, координаторов, сотрудников call-центров, фармацевтов, линейных и топ-менеджеров (руководителей организаций и структурных подразделений, владельцев компаний малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей), HR-специалистов, работников кадровых служб, психологов-консультантов и т.д.

Цели:

  1. Сформировать современные представления о сущности и роли конфликта в развитии (личностном, организационном).
  2. Создать психолого-педагогические условия для формирования у слушателей практических навыков и мотивации к конструктивному анализу различных конфликтных ситуаций в повседневных условиях (производственных, бытовых) и использованию наиболее эффективных технологий управления конфликтом, что, в конечном счете, направлено на повышение общеадаптационного потенциала отдельной личности и социальной группы (коллектива) в целом.

Задачи:

  1. Дать всестороннюю оценку феномена конфликта и понятия «конфликтная ситуация» с точки зрения их структурно-функциональной организации и процессуальных описательных характеристик.
  2. Ознакомиться с методологическим аппаратом современной конфликтологии.
  3. Проанализировать основные этапы формирования научных представлений о сущности конфликта. Раскрыть суть ключевых проблемных областей исследования и характер основных противоречий на каждом из этапов становления современной конфликтологии.
  4. Изучив современные взгляды о сути и роли конфликта в социальном и внутриличностном пространстве, сформировать у слушателей собственное отношение к анализируемым в рамках данного образовательного цикла теоретическими и практическим проблемам;
  5. Освоить диагностический и психотехнический инструментальный минимум, необходимый для успешного применения полученных теоретических знаний в практической работе по предотвращению, раннему выявлению и эффективному разрешению различных типов конфликтов и конфликтных ситуаций.

Профессиональные компетенции, развивающиеся в результате освоения курса:

  • коммуникативная компетентность;
  • эмоциональный интеллект;
  • адаптивные стратегии импунитивного поведения.

Учебный план

Теоретические занятия

Наименование раздела, тема лекций
Раздел 1 «Введение в конфликтологию. Общая теория конфликта»
1 Тема 1 «История становления, методологический аппарат и предмет конфликтологии»
2 Тема 2 «Понятие и типология конфликта. Внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты»
3 Тема 3 «Структура и функции конфликта»
4 Тема 4 «Причины и динамика конфликтов»
Раздел 2 «Механизмы возникновения и развития конфликта. Психологическая диагностика конфликта»
5 Тема 1 «Конфликтогены и основные формулы конфликтов»
6 Тема 2 «Транзактный анализ взаимодействий при конфликте»
7 Тема 3 «Импунитивное поведение и стратегии поведения в конфликте»
8 Тема 4 «Основные методы психологической диагностики и анализа конфликта как феномена. Психодиагностика индивидуальных психологических особенностей участников конфликта»
Раздел 3 «Психологические технологии управления конфликтом»
9 Тема 1 «Технологии управления конфликтом: профилактика, прогнозирование, выявление на ранней стадии, урегулирование»
10 Тема 2 «Технологии эффективного общения в конфликтных ситуациях. Культура делового общения и ассертивное поведение»
11 Тема 3 «Модели поведения личности в конфликте. Основные типы конфликтных личностей»
12 Тема 4 «Использование транзакций для решения конфликтных ситуаций»
13 Тема 5 «Переговорный процесс как способ эффективного разрешения конфликта»

Тематический план практических занятий

Раздел 1 «Введение в конфликтологию. Общая теория конфликта»
1 Тема 1 «Диагностика стадии развития конфликта, определение типа конфликта, его структуры и функций» Решение ситуационных задач
2 Тема 2 «Психологические условия разрешения и предупреждения внутриличностных конфликтов» Психологический практикум с тестированием
Раздел 2 «Механизмы возникновения и развития конфликта. Психологическая диагностика конфликта»
3 Тема 1 «Формулы конфликта, своевременная оценка предконфликтной ситуации и мониторинг постконфликтного периода» Решение ситуационных задач
4 Тема 2 «Основные методы системного анализа конфликта как феномена и психодиагностики индивидуальных психологических особенностей участников конфликта» Психологический практикум с тестированием
Раздел 3 «Психологические технологии управления конфликтом»
5 Тема 1 «Использование алгоритмов транзактного анализа для управления организационным конфликтом» Деловая игра
6 Тема 2 «Принципы эффективного общения и психологические технологии работы с недовольствами и возражениями оппонента» Ситуационно-ролевая игра
7 Тема 3 «Организация переговорного процесса. Посредничество» Ситуационно-ролевая игра

Лектор Мария Сергеевна Севостьянова имеет высшее образование в сфере управления бизнесом, а также высшее медицинское образование по специальности «клиническая психология», с 2008 года практикующий психолог, автор и ведущая цикла образовательных программ для работников здравоохранения по психологии управления и конфликтологии, сертифицированный коуч, спортивный психолог, руководитель медико-психодиагностического обследования спортсменов сборных команд России на базе ФСНКЦ ФМБА России.

По окончании обучения слушателям курсов, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в объеме 26 часов (лицензия № 8846-л от 27.05.2016).

Преподаватели

  • Севостьянова Мария Сергеевна
    Директор центра современных психологических технологий, клинический психолог