Сиделка: уход за больными в условиях дома и стационара

К учебно-образовательному центру

Продолжительность обучения: 48

Из них:

  • лекции: 10 учебных часов
  • семинары: 4 учебных часа
  • практические занятия: 32 учебных часа
  • зачёт: 2 учебных часа

Форма обучения: очно-заочная

Продолжительность обучения: 72

Из них:

  • лекции: 12 учебных часов
  • семинары: 4 учебных часа
  • практические занятия: 54 учебных часа
  • зачёт: 2 учебных часа

Форма обучения: очно-заочная

Услуги сиделки предусматривает осуществление ухода за пациентами с четким разграничением ее обязанностей, ответственность за свою работу. Задачей подготовки сиделки по организации ухода за пациентами является обучение технологии организации ухода за пациентами при наиболее часто встречающихся заболеваниях различного уровня и профиля.

Цель

Учебная программа ставит своей целью подготовку слушателей к теоретическим и практическим основам ухода за пациентами на дому и в стационаре, получение знаний и умения осуществлять уход за пациентами с различными заболеваниями и состояниями.

Планируемые результаты обучения

Знания и умения, полученные слушателями после прохождения курса, позволят применять их в повседневной деятельности сиделки. В результате освоения курса «Сиделка: уход за больным на дому и в стационаре» обучающиеся должны:

1) Знать:

  • «здоровую биомеханику тела», какова она в разных положениях – сидя, лежа, при поднятии тяжестей;
  • особенности работы по уходу за пациентами в семьях;
  • основные принципы ухода за больным человеком;
  • требования, предъявляемые к чистоте к помещению, в котором находится больной человек;
  • организацию питания пациента, рацион и режим питания;
  • современный подход к комплексному лечению пролежней и ран;
  • принципы оказания первой медицинской помощи;
  • основы безопасности при использовании оборудования;
  • психологические особенности лиц, нуждающихся в услугах сиделки.

2) Владеть:

  • навыками профессионального общения;
  • основными принципами ухода за больным человеком;
  • методами инфекционного контроля;
  • приемами использования основных средств реабилитации и предметов ухода;
  • организацией личного пространства больного в соответствии с его потребностями и возможностями;
  • принципы лечебного, диетического, энтерального питания;
  • методикой индивидуального психотехнического минимума (техники релаксации, эмоциональной и дыхательной саморегуляции) для профилактики эмоционального выгорания;
  • методами бесконфликтного общения и профилактики эмоционального выгорания сиделки.

3) Уметь:

  • осуществлять проблемы пациента;
  • организовывать безопасную обстановку для больного человека;
  • в случае ухудшения состояния вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь до её прибытия;
  • выполнять мероприятия по уходу за пациентами с различными заболеваниями;
  • выполнять гигиенический уход за пациентом;
  • выявлять признаки проявления пролежней и проводить профилактические мероприятия по их предупреждению;
  • оценивать состояние пациента;
  • осуществлять приемы тренировки мышц и сохранения подвижности суставов;
  • определить при необходимости объем неотложной помощи пациенту;
  • оказывать доврачебную помощь при возникновении неотложных состояний.

В процессе обучения слушатели приобретут навыки:

  • основных принципов ухода за больным человеком;
  • домашнего ухода за пожилыми и больными людьми;
  • организации безопасной обстановки для больного человека;
  • правильного выполнения гигиенического ухода за телом пациента;
  • по уходу за внешним видом лежачего больного, находящегося в сознательном или бессознательном состоянии;
  • по уходу за пожилыми, тяжелобольными или послеоперационными больными;
  • перемещения пациента в постели;
  • выявления признаков проявления пролежней и проведения профилактических мероприятий по их предупреждению;
  • ухода за больными, имеющими проблемы с мочеиспусканием и дефекацией;
  • профилактики гипостатических состояний (контрактуры, пневмонии, атония кишечника, трудности с выделениями);
  • измерения артериального давления температуры тела, частоты пульса;
  • перемещения больного человека;
  • приемами тренировки мышц и сохранения подвижности суставов;
  • контроля за состоянием пациента, оперативного сообщение родственникам о всех существенных изменениях;
  • правильной организации питания пациента, рацион и режим питания;
  • кормления пациента, питания через гастростому;
  • приема, нанесения, введения лекарственных препаратов;
  • ухода за пациентом с заболеваниями сердечно-сосудистой системы гипертоническая болезнь, ИБС, сердечная недостаточность, нарушениями ритма и проводимости), за больными, перенесшими инсульты и инфаркты;
  • ухода за пациентами с заболеваниями органов дыхания (хроническая обструктивная болезнь легких, пневмонии, бронхиальная астма);
  • ухода за пациентами с заболеваниями органов пищеварения (язвенная болезнь, панкреатиты, циррозы печени, гепатиты, колиты);
  • ухода за пациентами с заболеваниями почек и мочевыделительной системы (нефриты, мочекаменная болезнь, циститы)
  • ухода за пациентами с заболеваниями нервной системы;
  • ухода за пациентами с онкологическими заболеваниями;
  • ухода за больными ортопедотравматологического профиля, с переломом шейки бедра;
  • ухода за больными, страдающими сахарным диабетом;
  • ухода за больными с нарушениями слуха, зрения;
  • послеоперационного ухода;
  • специфики ухода в восстановительный период после болезни или травмы;
  • ухода за пациентами с переломом позвоночника, спинальными, черепно-мозговыми травмами;
  • оказания первой медицинской помощи при возникновении угрожающих здоровью и жизни состояний;
  • оказания первой помощи при непроходимости дыхательных путей, остановке дыхания и сердечной деятельности (сердечно-легочная реанимация);
  • оказания первой медицинской помощи при головной боли, боли в сердце, обструктивном синдроме, при носовом кровотечении, отравлениях, ранах, кровотечениях и переломах;
  • всесторонней оценки ситуации с психологической точки зрения для построения тактики взаимодействия с каждым конкретным человеком, нуждающимся в уходе и наблюдении с позиций индивидуального подхода;
  • эффективного бесконфликтного общения, предупреждения и урегулирования конфликтных ситуаций.

Учебный план

Тема
1 Введение в профессию сиделки. Должностные обязанности. Этика и культура поведения в семье.
2 Психологические основы деятельности сиделки.
3 Юридический аспект трудоустройства.
4 Основы ухода за пациентом.
5 Особенности ухода за пациентами с различными заболеваниями.
6 Оказание доврачебной неотложной помощи.
Итоговая аттестация – зачёт

По окончании обучения слушателям курсов, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в объеме 48/72 часов (лицензия № 8846-л от 27.05.2016).

Преподаватели

  • Потехина Наталья Аркадьевна
    Старшая медицинская сестра высшей категории