Отделение восстановления высших психических функций

Описание:

Отделение восстановления высших психических функций занимается диагностикой, восстановлением и коррекцией речи взрослых и детей. Пациентам Центра нейрореабилитации, поликлиник города и края проводится нейропсихологическая диагностика когнитивных нарушений, коррекция, медикаментозное лечение, экспертная оценка при сосудистых, травматических, дегенеративных, воспалительных заболеваниях головного мозга.

Адреса:

  1. Коломенская 26
  2. Маркса 34Б

Речевая реабилитация

В кабинете реабилитации речи работают логопеды, которые занимаются:

  • восстановлением нарушения произносительной стороны речи (дизартрия) и голосовых характеристик, в том случае, когда в результате инсульта или травмы у человека изменились звукопроизношение, сила голоса, его тембр, скорость и внятность речи;
  • восстановлением потерянной речи (афазия), когда теряется или ухудшается не только собственная речь, но и понимание речи окружающих, нарушается способность к письму и чтению;
  • восстановлением способности к жеванию и глотанию (дисфагия);
  • восстановлением голоса при функциональных и органических поражениях голосового аппарата (дисфония);
  • коррекцией речи при невротических, неврозоподобных и смешанных видах заиканиях у детей и взрослых, возникших как в процессе жизни, так и в результате инсультов и травм;
  • коррекцией произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия) у детей дошкольного и раннего школьного возраста.

При оказании помощи взрослому населению в стационарных условиях логопедами проводятся индивидуальные логопедические занятия (от 1 до 3 занятий в день), ежедневные групповые логопедические занятия, компьютерные индивидуальные и групповые занятия.

Индивидуальные логопедические занятия при дизартриях включают в себя упражнения и массажи (в том числе и зондовые) для мышц языка, мягкого неба, глотки, лицевой мускулатуры. Производится постановка звуков или переформирование способа звукообразования. На групповых занятиях проводятся мероприятия по восстановлению и формированию физиологического и речевого дыхания, силы голоса, интонированию, скорости и ритма речи.

На индивидуальных логопедических занятиях при афазиях проводятся мероприятия по активизации речи пациента, расширению речевых возможностей, умению вслушиваться в речь окружающих, восстановлению понимания обращенной речи, восстановлению способности к чтению и письму.

На групповых занятиях при афазиях пациенты обучаются речевому общению с окружающим миром.

При коррекции дисфагий проводятся массажи, упражнения, гимнастика на орофациальную мускулатуру, обучение пациентов защитным техникам глотания, подбирается соответствующая уровню возможностей диета (по консистенции пищи или жидкости). При необходимости определяются показания для установки назогастрального зонда и наложения гастростомы.

Амбулаторные приемы предполагают как работу в индивидуальном режиме при коррекции и восстановлении речи при дислалиях, дизартриях, дисфониях, афазиях, так и групповые виды работы при заикании, афазии.

При поступлении на речевую реабилитацию производится всестороннее обследование пациента неврологом, нейропсихологом, терапевтом, логопедом, неврологом-реабилитологом. По результатам этих обследований составляется и утверждается программа реабилитации, определяется реабилитационный потенциал, виды восстановительной работы и объем нагрузки для пациента.

Нейропсихологическая коррекция

Диагностика.

В кабинете нейропсихической коррекции работают 4 врача невролога-нейропсихолога. Врачи оказывают комплексную диагностическую помощь пациентам с нарушениями когнитивных функций (внимания, восприятия, счёта, речи, письма, чтения, памяти, мышления), эмоционально-личностной сферы в результате сосудистых, травматических, воспалительных заболеваний, дегенеративных и атрофических процессов, опухолей головного мозга, эпилепсии. Результаты диагностики позволяют получить не только всестороннюю информацию о состоянии когнитивных функций пациента, определить топическое (пространственное) расположение патологического процесса, помогающее в уточнении характера заболевания, определить поврежденные и сохранные звенья психической функции, но и соответственно определить прогноз для восстановления, разработать адекватную программу реабилитации и отследить ее эффективность в дальнейшем.

Коррекция.

  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-восстановительных занятий, компьютерного тренинга. Коррекция когнитивных нарушений включает:
  • восстановление зрительно-пространственных нарушений с опорой на сохранные функции (интеллект, память, речь), анализаторные системы (слух, осязание, зрение);
  • восстановление ориентации в пространстве, конструктивной деятельности;
  • восстановление нарушений счёта (понимания числа, операций с числами, решения задач);
  • восстановление нарушений произвольных движений;
  • восстановление нарушений памяти мягких, непрогрессирующих или медленно прогрессирующих при наличии мотивации больного и поддержке родственников. Тренинг включает систематические упражнения, направленные на стимуляцию внимания с использованием образной памяти, эмоционально значимых ассоциаций и связей, обучение внутренним и внешним стратегиям компенсации нарушений памяти;
  • восстановление эмоционально-волевых нарушений, преодоление негативных реакций пациентов, преодоление изменений личности, восстановление активных форм вербального и невербального поведения, создание нужных мотивов поведения (ранняя активизация пациента, раннее начало двигательной и речевой реабилитации, психотерапия, медикаментозное лечение, коммуникативный тренинг, дыхательная гимнастика).

Совместные занятия с логопедами (комплексный подход) позволяют добиться более быстрого и эффективного восстановления нарушенных высших психических функций.

  1. Экспертиза. Решение вопросов по прогнозу заболевания. Позволяет оценить когнитивные нарушения применительно к профессиональной деятельности, возможности реинтеграции в учебную и профессиональную среду, определить нуждаемость в специальном уходе. Составление полного нейропсихологического обследования для медико-социальной экспертизы (МСЭ).
  2. Восстановление. В дополнение к коррекционно-восстановительным занятиям выбор адекватной восстановительной медикаментозной терапии с учётом характера когнитивных нарушений, эмоционально-личностной сферы и причин их возникновения. Диспансерное наблюдение за больными после выписки из стационара с привлечением родственников для медикаментозной и когнитивной коррекции, оценка эффективности используемых методов лечения пациента в динамике. Консультации и лечение при проблемах, возникающих на этапах восстановления.
  3. Реабилитация. Социально-бытовая реабилитация и адаптация включает систему занятий обучения компенсации нарушенных функций, восстановления способностей людей с ограниченными возможностями к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, приему пищи, соблюдению личной гигиены, улучшение функциональных возможностей больных в их повседневной жизни и т.д., что позволяет обеспечивать их интеграцию в обществе. Программа адаптации помогает также восстановить коммуникативные возможности, навыки письма, мелкой моторики;
  4. Работа с семьей пациента. Проведение просветительской работы с пациентами и родственниками по здоровому образу жизни, повседневной познавательной активности, устранению факторов риска фоновых заболеваний с целью предупреждения прогрессирования когнитивных нарушений. Консультации для родственников по уходу за пациентом, особенностям процесса восстановления, способам оказания ему помощи при восстановлении бытовых навыков.

Специалисты отделения восстановления высших психических функций в своей работе используют традиционные классические приемы и методы для коррекции и переформирования речевых и когнитивных функций путем включения сохранных возможностей. Также врачи используют авторские методики: метод зондового массажа Новиковой, маска проприоцептивной коррекции, разработанная учеными кафедры нервных болезней КрасГМУ им проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого совместно с логопедом Центра нейрореабилитации ФСНКЦ. При восстановлении мышечного тонуса речевого аппарата и для активизации речевых центров при афазиях применяется аппарат электростимуляции «ВОКА-СТИМ». Логопедами и нейропсихологами отделения восстановления высших психических функций совместно с программистами отдела автоматизированных систем управления и работниками кафедры иностранных языков и кафедры нервных болезней КрасГМУ начата разработка компьютерных программ реабилитации для пациентов с афазиями и когнитивными нарушениями. В настоящее время разработаны компьютерные программы реабилитации высших психических функций, таких как речь, память, внимание, ориентирование и др., которые уже используются в рамках индивидуальных и групповых занятий в процессе восстановления речи и когнитивных функций.

Диагностика и коррекция когнитивного дефекта осуществляется с помощью набора нейропсихологических методик, тщательного психологического анализа с использованием методов А.Р. Лурия, ведущих отечественных и зарубежных нейропсихологов, компьютерных диагностических и восстановительных программ.